I.
НАРОДНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ОДЕЖДА.
съ 862 по 1700 годъ.
Въ продолженіе слишкомъ
восьми-вековаго періода, предшествовавшаго
преобразованіямъ, сделаннымъ въ Россіи
Императоромъ Петромъ Великимъ, воинская одежда
Россіянъ была въ самой тесной связи съ ихъ
одеждою обыкновенною, гражданскою, такъ, что
нельзя описывать и изображать первую, безъ
предварительнаго изследованія другой. По этому,
не обозревая еще многоразличныхъ доспеховъ и
оружія, въ старину употребительныхъ въ
Россіи,—необходимо указать, хотя вкратце, на
известные роды старинной Русской одежды. Она, съ
первыхъ временъ основанія нашего Государства, до
временъ Петра Великаго, не имела большихъ
измененій, и въ этомъ отношеніи Русскій народъ
былъ почти также постояненъ, какъ и въ
отличающихъ его чувствахъ преданности къ
Престолу и Вере.
О древнейшей одежде Россіянъ, т. е. объ
одежде, какую носили Руссы въ IX
столетіи,—сведеній нетъ; однако, принимая въ
соображеніе, что народъ Русскій составился изъ
племенъ почти исключительно Словянскихъ,—можно
съ вероятіемъ предположить, что и первоначальная
Русская одежда была Словянская. Подробности ея
трудно определить съ историческою точностію.
Впрочемъ, изъ показаній писателей, тщательно
следившихъ Словянскія древности, видно, что въ VІ
веке все одеяніе Словянъ состояло въ рубахе и
исподнице, а иногда въ одной только исподнице.
Отъ ненастья и холода они защищали себя,
звериными кожами (1). Собственно же объ одежде
Русскихъ или Руссовъ первое сведеніе
принадлежитъ началу X столетія. Оно сохранилось
въ повествованіи Аравитянина Ибнъ-Фосслана,
ездившаго, въ 922 году, въ Волжскую Болгарію,
посломъ отъ Халифа Муктедира, и посещавшаго
Русскихъ, на берегахъ Волги, куда они привозили
свои товары (2). По его разсказу, они никогда, даже
въ мирномъ быту, не ходили безъ оружія, которое
составляли: топоръ, ножъ и мечь; а вместо рубахи,
или иной верхней одежды, накидывали на плеча
кусокъ грубой ткани, оставляя одну руку
свободною для действія (3). Такъ Ибнъ Фоссланъ
виделъ Русскихъ въ летнее время; но нетъ никакого
сомненія, что въ холодъ и въ ненастье они
одевались иначе. Это подверждается его же
словами, когда онъ, описывая далее, какъ
очевидецъ, весь обрядъ погребенія одного изъ
Русскихъ старейшинъ, говоритъ, что на умершемъ
были: два исподнiя платья—верхнее и
нижнее—сапоги, курта и хафтанъ, изъ золотой
парчи, съ золотыми пуговицами и золотая же,
парчевая шапка, опушенная соболемъ. Все это было
сшито, самими Русскими, въ заменъ одежды, которую
покойникъ носилъ при жизни; следовательно все
это бывало у нихъ въ употребленіи (4). По
свидетельству другаго Аравитянина, Ибнъ-Хаукала,
посещавшаго Волжскую Болгарію, во второй
половине X столетія, одни изъ Русскихъ вовсе не
носили бороды, другія же закручивали ее и
окрашивали подъ цветъ шафрана (5). Наконецъ,
того-же века Греческій историкъ Левъ-Діаконъ,
видевшій Россіянъ въ 970 и 971 годахъ, въ войнахъ ихъ
съ Дунайскими Болгарами и Греками (6),
разсказываетъ, что Великій Князь Святославъ, при
свиданіи съ Императоромъ Іоанномъ Цимисхіемъ,
имелъ бритую бороду, длинные усы и совершенно
голую, т. е. бритую-же, голову, на которой съ одной
стороны виселъ локонъ волосъ, означавшій
знатность его рода. Одежда на немъ была белая,
ничемъ отъ другихъ не отличная, кроме чистоты, и
въ одномъ ухе висела у него богатая серьга (7). Это
последнее обыкновеніе у Русскихъ Князей
продолжалось, какъ надобно полагать, даже во
времена позднейшія; ибо, еще въ половине XIV века,
отецъ Димитрія Донскаго, Великій Князь Іоаннъ
Іоанновичъ, завещалъ двумъ своимъ сыновьямъ по
серьге съ жемчугомъ (8). Въ этомъ заключаются все
сведенія, сохранившіяся, или, по крайней мере, до
ныне известныя, о древнейшей одежде и вообще объ
обыкновеніяхъ Русскихъ относительно ихъ
наружнаго вида.
Норманы, давшіе Россіи первыхъ ея
Государей и вместе съ ними принесшіе въ нее
многіе изъ своихъ обычаевъ, свой образъ войны и
оружіе, безъ всякаго сомненія долженствовали
иметь вліяніе и на одежду ея обитателей, по
крайней мере на обитателей странъ Новгородскихъ
и Кіевскихъ, где Князья имели свое главное
пребываніе. Предположеніе это подкрепляется
сколько вышеприведеннымъ свидетельствомъ
Льва-Діакона о Святославе, столько и темъ, что въ X
веке воинская одежда Россіянъ была одинакова съ
Норманскою. Ни летописи отечественныя, ни
показанія чужеземцевъ не передаютъ ничего объ
этомъ предмете; но во всякомъ случае,
предполагаемое вліяніе Нормановъ не могло быть
продолжительно. Его долженствовали ослабить
частые, почти всегда счастливые, походы Россіянъ
въ Грецію, служба ихъ въ рядахъ ея войскъ (9),
торговыя съ нею сношенія и, наконецъ, что всего
важнее, заимствованіе отъ Грековъ самой веры. Все
эти обстоятельства, имевшія последствіемъ
некоторую степень гражданской образованности
между Русскими, были весьма естественными
причинами, что последніе, отступая отъ своей
прежней одежды, какая бы ни была она, Словянская
или Норманская, начали подражать Византійской.
Вывозимые изъ Царь-града: пурпуръ, паволоки или
шелковыя ткани, сукно, драгоценные пояса и изъ
Болгаріи сафьянъ, доставляли имъ все потребности
для платья и обуви (10). Ознакомясь съ пышностью
Константинопольскаго двора, Русскіе начали
заводиться весьма богатыми нарядами, и сами
Государи, чрезъ пословъ своихъ, нередко
требовали въ даръ отъ Грековъ Царской одежды.
Греческіе Императоры неохотно склонялись на эти
требованія, а чтобы иметь благовидный предлогъ
къ отказу, уверяли, будто порфиры ихъ и короны
были сделаны руками Ангеловъ и долженствовали
храниться въ Софійской церкви (11).
Въ этомъ заключаются все сведенія объ
одежде Русскихъ въ X веке. Сведенія за XI векъ
также бедны, но, по крайней мере, они более
определенны.
По уцелевшимъ памятникамъ
отечественной древности видно, что въ XI столетіи
въ Россіи употреблялись сорочки (по - Словянски
срачицы), съ разрезнымъ напереди воротомъ,
длинныя до коленъ и подпоясывавшіяся; исподницы
и остроносые сапоги, изъ цветнаго сафьяна, у
которыхъ голенища делались или круглыми, или
срезанными напереди острымъ угломъ. Одни носили
на голове густые волосы и отращивали длинную
бороду, а другіе оставляли только усы и волосы
имели короткіе, въ кружокъ, высокоподстриженные,
подобно тому, какъ простолюдины носятъ и въ наше
время (12) (Рис. № 3). Государи, князья, вельможи и
вообще люди знатные и избыточные, следуя примеру
Грековъ, одевались, какъ уже сказано, богато.
Наилучшее понятіе о ихъ одежде даетъ Изборникъ
или Сборникъ, писанный въ 1073 году, для
Черниговскаго Князя Святослава Ярославича,
внука Владиміра I, и до ныне сохранившійся (13).
Тамъ, на одной изъ картинъ, изображенъ сей Князь,
одетымъ въ зеленоватое платье, въ роде
подризника, съ красною, по подолу, обшивкою, съ
длинными рукавами и съ золотыми зарукавьями.
Сверху накинутъ плащъ синяго цвета, застегнутый
на правомъ плече золотыми петлицами и красною
застежкою или запономъ, имеющій красную
подкладку и обшитый золотымъ гасомъ. Этотъ родъ
верхней одежды, упоминаемый летописцами подъ
именемъ Корзно, также Ночь или Коцъ (14),
сохранялся въ Россіи весьма долгое время.
Впоследствіи, когда Русскіе, подражая Татарамъ,
безъ коня почти не делали шагу изъ дому, Корзно,
по длине своей, сделавшись неудобнымъ для
всадника, было укорочено и, вместе съ покроемъ,
утративъ свое первоначальное названіе,
обратилось въ короткій плащъ или Приволоку.
Последняя была принадлежностью Государей,
князей, бояръ, дворянъ, и существовала почти до
временъ Петра Великаго (15). На той же картине, у
Святоглава, показаны длинные усы и небольшая
борода. Голова его прикрыта низкою шапкою, коей
верхъ или тулья золотая, а околышъ и поднятыя къ
верху уши, какъ надобно полагать, меховые. На
ногахъ остроносые зеленые сапоги (Рис. № 4).
Вместе съ Княземъ представлены его сыновья, въ
высокихъ шапкахъ съ меховыми же околышами и
ушами. Обувь ихъ—остроносые сапоги краснаго
цвета, который въ то время у Грековъ былъ
принадлежностью Государей (16), а одежда на
нихъ—родъ подризника, малиноваго цвета, съ
отложнымъ воротникомъ изъ золотой матеріи, съ
золотыми отъ шеи до пояса, петлицами и съ золотою
же по подолу нашивкою. Платье это подпоясано
золотымъ поясомъ, у коего напереди висятъ
таковые же четыре конца (Рис. № 5), и разрезано
только отъ воротника до пояса, следовательно
надевалось черезъ голову. Названіе его, какъ
равно и одежды, видимой подъ корзномъ у Князя
Святослава, неизвестно.
Таковы сведенія, сохранившіяся доныне
о первоначальной одежде, заимствованной
Русскими отъ роскошной Византіи. Драгоценныя
одежды Великихъ Князей: Владиміра I, сына его
Ярослава и другихъ, въ память ихъ, долгое время
хранились въ храмахъ Кіева и Владиміра, но въ 1204 и
1238 годахъ, при разграбленіи этихъ городовъ:
перваго — удельными Князьями Черниговскими, а
втораго—Татарами, были похищены и такимъ
образомъ навсегда потеряны для потомства (17).
Только изъ словъ путешественниковъ, посещавшихъ
Россію въ ХIII веке, можно сделать, и то не более
какъ общее заключеніе о тогдашнемъ характере
одежды Россіянъ. Монахъ Рубруквисъ, посыланный,
въ 1253 году, отъ Французскаго Короля Людовика
Святаго къ татарамъ, говоритъ, что виденная имъ
Русская одежда сходствовала съ одеждою народовъ
Западной Европы (18), следовательно была
Греческая: ибо въ то время и позднее у западныхъ
Европейцевъ господствовалъ вкусъ къ
Византійской одежде. Нашествія и продожительное
господство Татаръ, отклонивъ Россіянъ отъ
сношеній съ Греціею и сблизивъ ихъ съ Азіатцами,
были естественными причинами, что народъ
Русскій, отъ Князей до простолюдиновъ,
заимствовалъ у Азіатцевъ только некоторыя части
одежды: въ особенности перенялъ онъ многія у
Татаръ, а впоследствіи и у Турокъ; даже
заимствовалъ у нихъ почти все названія, но
главный характеръ одежды мало изменился, ибо
отступленіе отъ него, въ глазахъ Россіянъ,
казалось столько же непростительнымъ, сколько и
отступленіе отъ самой веры, съ которою онъ
перешелъ къ ихъ предкамъ.
После вышеприведенныхъ сведеній,
отечественные источники, за исключеніемъ
несколькихъ духовныхъ грамотъ, старинныхъ,
весьма подробныхъ, описей казеннымъ и частнымъ
имуществамъ, немногихъ Государственныхъ и
частныхъ актовъ, и еще меньшаго числа
современныхъ картинъ и портретовъ,
представляютъ мало удовлетворительныхъ
известій о Русской одежде. довременной ХVIII
столетію. О ней даже нельзя бы было составить и
слабаго понятія безъ пособія посещавшихъ Россію
иностранцевъ, въ особенности: Герберштейна,
Гваньини, Флетчера, Петрея, Олеарія, Мейерберга,
Лизека и Таннера (19). Они знали Россію не по
наслышке, но лично; изучали бытъ ея жителей и
передали о немъ весьма любопытныя и драгоценныя
подробности. Хотя ихъ известія и не восходятъ
далее начала XVI столетія, но, по соображенію ихъ
съ собственно—Русскими источниками, они большею
частію могутъ относиться и къ временамъ
раннейшимъ, даже до конца ХIII века включительно.
Почти все они согласны въ томъ, что Русскіе ихъ
времени одевались сходно съ Греками (20), и потому
почти всеобщее мненіе, что предки наши въ одежде
подражали Татарамъ, едва ли основательно. Они
могли, какъ и сделали, заимствовать у Монголовъ
вооруженіе, считая его главнымъ средствомъ,
главною причиною обширныхъ завоеваній Татаръ; но
отъ одеянія, которое въ ихъ понятіи было освящено
и временемъ и религіею, не делали большихъ
отступленій.
После нашествія Татаръ, Русскіе. какъ и
прежде, носили сорочку и исподницу (въ
простонародьи портки), съ тою только разностью въ
покрое, что первую начали делать гораздо короче,
не до коленъ, и воротъ разрезали не по середине, а
на левой стороне груди. Преимущественно делалась
сорочка изъ холста или изъ полотна, съ таковою же
подкладкою, или подоплекою, на груди и на спине
для щегольства пришивавшеюся къ рубахе красными
нитками или шелкомъ. Этого же цвета любили делать
ластовки или ластовицы, у рукавовъ, подъ пазухою
и въ низу рубахи, на боковыхъ разрезахъ.
Воротникъ или ожерелье, воротъ и края рукавовъ
или зарукавья, смотря по состоянію каждаго,
узорочно вышивались красными нитками,
разноцветнымъ шелкомъ, серебромъ и золотомъ, а у
людей знатныхъ и богатыхъ унизывались жемчугомъ
и каменьями. Ожерелья бывали въ ширину или вышину
отъ двухъ до трехъ пальцевъ, и иногда делались
особо отъ рубахи, пристегиваясь къ ней
небольшими пуговками и петлями, съ крючками. Для
застегиванія ворота также пришивалась шелковая
или металлическая пуговка, нередко со
вставленнымъ въ нее крупнымъ жемчугомъ или
дорогимъ камнемъ. Въ большомъ также употребленіи
были пуговки длинныя, висячія. Сорочка
выпускалась сверхъ исподницы и подпоясывалась
цветнымъ шнуромъ или узкимъ поясомъ (21) (Рис. № 6).
Исподницы, изъ разнаго рода и цвета льняныхъ,
бумажныхъ и шелковыхъ матерій, шили просторныя, и
помощію продетаго вверху шнура завязывали подъ
рубахою; низы же заправлялись въ сапоги (22) (Рис. №
6). Знатные носили Штаны, шелковые и алтабасные,
или парчевые, разделявшіеся опять на холодные и
теплые (23).
Низшій классъ народа, земледельцы или
крестьяне. сверхъ рубахи и исподницы, носили
Азями и сермяжные кафтаны или Сермяги: первые изъ
холста, вторыя изъ толстаго сераго сукна, отъ
котораго они и получили названіе. Те и другія
надевались въ узкіе рукава, длиною были до коленъ
и застегивались, напереди, петлями и пуговицами
(24) (Рис. № 7).
Собственно Кафтанъ, узкій, почти въ
обтяжку, съ узкими же, но длинными, сбористыми
рукавами, былъ принадлежностью всехъ классовъ
народа, кроме самаго низшаго сословія. Онъ
простирался до коленъ и назади имелъ высокій
стоячій воротникъ, который закрывалъ весь
затылокъ и назывался Козырь. На кафтаны, по
большой части обшивавшіеся золотымъ и
серебрянымъ галуномъ, или цветною тесьмою, что въ
старину называлось кружевомъ,—употребляли
тонкія, легкія матеріи, предпочтительно
шелковыя; сукно употреблялось редко. Козырь
составлялъ одинъ изъ первыхъ предметовъ
щегольства, и потому его наружную сторону,
обыкновенно атласную, бархатную или парчевую,
вышивали серебромъ и золотомъ, нередко же
украшали жемчугомъ и драгоценными каменьями. По
этому, вероятно, еще и по ныне въ Россіи
сохранилось выраженіе: ходитъ
козыремъ.—Кафтанъ, какъ и все почти старинныя
Русскія платья, застегивался, напереди,
пуговицами и петлицами, по большей части
длинными, съ кисточками; а рукава, у запястій
рукъ, стягивались тесмяными, ременными и
металлическими зарукавьями, для украшенія
которыхъ также употребляли жемчугъ и каменья (25)
(Рис. № 8).
Описанный здесь кафтанъ былъ домашнею
комнатною одеждою и служилъ вместо нынешняго
камзола. Въ немъ никогда не выходили изъ дому, а
надевали сверхъ него другое платье, безъ
перехвата и воротника, длиною почти до лодыжекъ и
почти съ такими же длинными рукавами. Оно
называлось Ферези, Ферезея и Ферезъ,
застегивалось напереди длинными петлицами съ
пуговицами, а делалось изъ разныхъ бумажныхъ и
шелковыхъ матерій, также изъ сукна, бархата и
парчи (26) (Рис. № 9). Простолюдины надевали ферезъ
прямо на рубаху и предпочитали для нея цвета:
белый и синій (27).
При выходе изъ дому, на ферезъ надевали
подобную же ей одежду, только еще длиннее, до
самыхъ пятъ, и гораздо шире, съ прорехами подъ
рукавами, для рукъ, и съ четвероугольнымъ
откиднымъ воротникомъ, который виселъ назади
почти до половины спины, иногда ниже, и украшался
подобно козырю у кафтановъ. Названіе его было
Охобень или Охабень (Рис, № 10). Точно такое же
платье, только безъ воротника, называлось
Однорядкою (Рис. № 11). Охобни почитались наряднее
и потому, преимущественно, делались изъ объяри,
атласа, бархата и парчи, а однорядки по большей
части бывали изъ сукна, каразеи и другихъ
шерстяныхъ матерій. Те и другія носили и въ
рукава, и въ накидку (28). Въ царствованіе Феодора
Алексеевича въ охобняхъ воспрещено было
впускать во дворецъ и даже вообще въ Кремль (29),
такъ что при торжественныхъ случаяхъ, лица,
имевшія доступъ ко Двору, являлись туда уже въ
однехъ ферезяхъ (30).
Въ сравненіи съ нынешнею одеждою
ферезъ можно уподобить фраку и сюртуку, а охабень
и однорядку—плащу и шинели.
Въ зимнее время носили Шубы на мехахъ:
заячьемъ, песцовомъ, лисьемъ, куньемъ, собольемъ,
бобровомъ и горностаевомъ, съ покрышкою изъ
сукна, камки, атласа, бархата и парчи. Покроемъ
своимъ шубы совершенно походили на охабень и
однорядку, только были съ отложнымъ, меховымъ
воротникомъ, начинавшимся отъ груди. У иныхъ оне
застегивались пуговицами, а у другихъ
завязывались длинными шнурами съ кистями (Рис. №
12). Въ такомъ виде были такъ называвшіяся Русскія
Шубы (31); но изъ высшаго сословія многіе
употребляли Шубы Турскiя, т. е. Турецкія. Эти имели
весь покрой Русскихъ шубъ, но съ большою
разностью въ рукавахъ, которые у нахъ: или бывали
широкіе, простираясь въ длину до кистей рукъ, или
делались двойные; одни, собственно для рукъ,
оканчивавшіеся выше локтя, а другіе весьма
длинные, висевшіе сзади и служившіе только для
украшенія (32) (Рис. № 13). Въ исходе ХVІІ столетія,
кажется не ранее, появились шубы еще инаго
покроя, Польскія. Оне не имели ни отложнаго
воротника, ни петлицъ, ни пуговицъ, а
застегивались только у шеи запоною и делались съ
просторными рукавами, имевшими меховые
обшлага (33) (Рис. № 14). Простой народъ носилъ шубы
овчинныя, нагольныя, или тулупы, надевая ихъ въ
ненастную погоду навыворотъ, шерстью вверхъ (34).
Независимо отъ описанныхъ здесь родовъ одежды,
существовали еще и другіе, не бывшіе, такъ
сказать, общенародными, а употреблявшіеся почти
исключительно при Дворе. Таковы были: терликъ,
Турскiй кафтанъ, зипунъ, становой кафтанъ, платно,
опашень и кожухъ.
Терликъ походилъ на ферезь, только
былъ уже ея, съ перехватомъ или лифомъ; вместо
длинныхъ петлицъ, имелъ короткія петли и, по
большой части, обшивался у шеи, вдоль полъ, по
подолу и у рукавовъ, серебрянымъ или золотымъ
гасомъ, жемчугомъ и каменьями. Также и рукава
были у него гораздо короче, нежели у ферези, и
почти безъ сборокъ (35) (Рис. № 15). Иногда терлики
делали на меху (36).
Турскимъ кафтаномъ называли длинную
одежду, безъ воротника и петель, закидывавшуюся
одною полою на другую, именно правою на левую, и
застегивавшуюся только въ двухъ местахъ: у шеи и
на левомъ боку (87) (Рис. № 16).
Зипунъ былъ во всемъ подобенъ кафтану,
только, по большей части, делался не съ длинными
петлицами, а съ короткими петлями, и не имелъ
козыря. Иногда зипуны подбивались мехомъ и
бывали съ стоячимъ ожерельемъ, обхватывавшимъ
всю шею и украшавшимся жемчугомъ и каменьями (88)
(Рис. № 17).
Становой кафтанъ, подобный кафтану
Турскому, только съ широкими и не столь длинными
рукавами, надевался Государями сверхъ зипуна.
Для легкости, его делали предпочтительно изъ
шелковыхъ матерій, иногда даже безъ подкладки (39)
(Рис. № 18).
Платно надевалось на становой кафтанъ,
и въ покрое много сходствовало съ ферезью,
отличаясь отъ нея темъ, что застегивалось не
длинными, а короткими петлями и имело не столь
длинные рукава. Какъ исключительная
принадлежность Государей, оно делалось изъ
бархата и парчи и все кругомъ обшивалось
кружевомъ изъ жемчуга и дорогихъ камней (40) (Рис.
№ 19).
Опашень походилъ на платно, только
вместо длинныхъ, узкихъ рукавовъ имелъ ихъ
короче и весьма широкіе (41) (Рис. № 20).
Кожухъ—тотъ же опашень, только
подбитый мехомъ (42).
Последнія четыре одежды употреблялись
одними Государями и Особами ихъ Дома. Платно
принадлежало къ меньшому, опашень—къ большому
Царскому платью.
Независимо отъ исчисленныхъ здесь
главнейшихъ и наиболее употребительныхъ родовъ
одежды, встречаются еще и другія названія,
какъ-то: Бугай, Портище, Тентеня, Чюга Ормячокъ и
пр.; но покрой ихъ неизвестенъ (43).
Въ печальныхъ случаяхъ носили смирное,
т. е. траурное, платье, которому были присвоены
цвета: черный, вишневый, гвоздичный и багровый (44).
Собственно кафтанъ, зипунъ и кафтанъ
Турскій подвязывались поясами и кушаками (Рис.
№№ 8, 16 и 17), а при прочихъ родахъ одежды ихъ не
употребляли. Люди молодые носили ихъ по поясу,
пожилые жъ и старики, особенно дородные, спускали
ниже (45).
Пояса бывали многоразличны: шелковые,
шелковые съ золотомъ и серебромъ, также
бархатные и кожаные, украшенные коваными
металлическими бляхами, жемчугомъ и каменьями
(46), иногда съ висячими конторгами, тузлуками и съ
калитою (небольшою сумкою, въ роде кошелька) (47).
Кушаки, какъ и ныне, складывались въ
несколько разъ и делались изъ разноцветнаго
шелка, часто съ примесью золота и серебра (48).
При поясахъ и за кушаками носили ножъ,
иногда два, нередко и кинжалъ; также нашивали
ножъ съ ложкою (49).
Выше упомянуто, что у рубахъ и зипуновъ
бывали весьма богатыя ожерелья, изъ атласа,
бархата и парчи, унизанныя жемчугомъ и каменьями;
они назывались стоячими. Независимо отъ нихъ,
знатные и Государи носили еще другія ожерелья,
отложныя (Рис. № 20), походившія на широкій
отложной воротникъ и также драгоценно
украшавшіяся, какъ первыя (50). Въ старинныхъ
актахъ они иногда встречаются подъ названіемъ
Наплечекъ (51); а иногда, когда говорится объ
отложныхъ ожерельяхъ Царскихъ, именуются
Дiадемами или Діадимами. Знаменитое ожерелье
Владиміра Мономаха, употребляемое при
коронаціяхъ Россійскихъ Государей, называлось
двояко: Бармы и Дiадема (52).
Бояре и другіе Государственные
сановники въ торжественныхъ случаяхъ надевали
по две золотыя, кольчатыя чепи или цепи, висевшія
крестообразно, отъ плечъ до бедеръ (53). Государи
носили одну цепь, съ крестомъ на шее (54) (Рис. № 20).
Въ большомъ употребленіи было еще
ношеніе на рукахъ перстней (55).
Люди всехъ состояній носили рукавицы
кожаныя, сафьянныя и бархатныя, а богатые — съ
серебряными и золотыми узорами. Оне разделялась
на рукавицы собственно такъ называвшіяся и на
рукавицы перщатыя, по нынешнему перчатки. Те и
другія были и холодныя, и теплыя (56).
За описаніемъ одежды и ея украшеній
непосредственно следуютъ наголовья и обувь. — Съ
XIV, частію даже съ XIII столетія, исключительнымъ
наголовьемъ Русскихъ были разныхъ видовъ шапки.
Въ 1253 году монахъ Рубруквисъ виделъ Русскихъ въ
высокихъ остроконечныхъ шапкахъ изъ войлока или
поярка (57). Въ XVI веке подобныя наголовья, съ узкою
меховою опушкою, упоминаются подъ названіемъ
колпаковъ, а въ ХVII именуются просто шапками. Оне
употреблялись лицами всехъ состояній, не
исключая даже Государей, а различались только
ценностью матеріи и меха. У простого народа шапки
эти бывали: летомъ—изъ белаго войлока или изъ
поярка, а зимою — изъ толстаго сукна; у людей
средняго состоянія—изъ тонкаго сукна и
бархатныя, по большой части безъ украшеній, а въ
высшемъ сословіи и у Государей—бархатныя же и
парчевыя, съ вышитыми или нашитыми украшеніями
изъ серебра, золота, жемчуга и дорогихъ камней (58)
(Рис. №№ 1, 7, 10 и 12).
При Царе Алексее Михайловиче начали
появляться шапки, во всемъ подобныя
вышеописаннымъ, только съ весьма мягкою,
придавленною къ голове тульею, отъ чего оне и
казались низкими и плоскими (59) (Рис. № 9). Шляпъ,
прежде ХVIII столетія, въ народномъ употребленіи
решительно не было (60).
Вторымъ, какъ кажется, высшимъ
разрядомъ шапокъ была шапка Мурмолка, высокая, съ
плоскою тульею, къ голове несколько
расширявшеюся. Такія шапки делались изъ бархата
и изъ парчи и, вместо обыкновеннаго, меховаго
околыша, имели меховую лоласть, въ виде
отворотовъ, которые напереди, у тульи, въ двухъ
местахъ пристегивались петлями и пуговицами (61)
(Рис. №№ 15 и 16).
Еще высшаго разряда, нежели мурмолки,
были шапки горлатныя, такъ называвшіяся потому,
что на нихъ преимущественно употребляли мехъ отъ
горлъ или душекъ. Оне делались вышиною въ локоть,
къ голове уже, нежели къ верху, и обшивались
мехами: лисьимъ, куньимъ и собольимъ; мехъ черной
лисицы предпочитался всемъ прочимъ (62) (Рис. № 13 и
14). Верхъ шапокъ былъ бархатный или парчевый, съ
шелковою, серебряною, золотою или жемчужною
кистью. Вообще ихъ носили только Государи и люди
Думные, т. е. присутствовавшіе въ Государственной
Думе, а въ торжественныхъ случаяхъ, какъ-то при
большихъ аудіенціяхъ. въ нихъ являлись къ Двору
Стряпчіе, Дворяне, Дьяки и даже Гости. При Царе
Михаиле Феодоровиче горлатныхъ шапокъ не
снимали съ головы даже въ Царскомъ присутствіи,
ни при пріемахъ пословъ, ни въ Думныхъ
заседаніяхъ (63); но въ царствованiе Его Преемника
присутствовали уже безъ шапокъ, держа ихъ только
въ руке (64). Бывало, что, вместо горлъ, на шапки
употребляли черевину, т. е. часть зверинаго меха,
противоположную хребту, и тогда оне принимали
названіе шапокъ черевьихъ (65).
Шапки Мурмолки, шапки Горлатныя и
шапки Черевьи иногда украшались запоною, изъ
драгоценнаго камня или изъ крупнаго жемчуга, съ
прикрепленнымъ къ ней султанчикомъ изъ дорогихъ
белыхъ перьевъ или изъ жемчужныхъ зеренъ (66) (Рис.
№№ 14 и 16).
Независимо отъ описанныхъ здесь
шапокъ, Государи и и Государственные Сановники
имели обыкновеніе носить небольшія шапочки,
плотно закрывавшія маковицу головы и
называвшіяся Тафьями. Оне делались изъ атласа,
сукна, бархата и парчи и богато украшались
серебромъ, золотомъ, жемчугомъ и драгоценными
каменьями (67) (Рис. №№ 11 и 17). Въ Царствованіе
Грознаго ихъ носили известные Опричники,
являвшіеся въ нихъ въ церкви и темъ самымъ
возбуждавшіе негодованіе и жалобы Духовенства
(68). Шапкою назывался также и знаменитый венецъ
Владиміра Мономаха, съ давнихъ временъ
употребляемый при венчаніяхъ на Царство
Россійскихъ Государей (69). Простейшій родъ обуви,
общеупотребительный между крестьянами, былъ
лапти. Они делались, какъ и теперь, изъ лыка и
лыкомъ же или ремнями прикреплялись къ ноге,
обвернутой портянкою или онучею (70) (Рис. № 7).
Неизвестно, когда лапти въ Россіи вошли въ
употребленіе, во давность ихъ доказывается
свидетельствомъ Исторіи: когда еще Владиміръ І-й
победилъ Болгаровъ, то любимый его Воевода
Добрыня, осмотревъ пленниковъ и видя ихъ въ
сапогахъ, сказалъ Князю: „они не захотятъ быть
нашими данниками, пойдемъ лучше искать
лапотниковъ" (71).
За исключеніемъ бедныхъ земледельцевъ
или крестьянъ, у всехъ въ употребленіи были
остроносые, къ верху загнутые, сафьянные чоботы
или сапоги, коихъ подошвы подбивались мелкими
гвоздиками, а къ каблукамъ прикреплялись скобы,
железныя или серебряныя, смотря по состоянію
лица, Сапоги бывали разныхъ цветовъ: чернаго,
желтаго, зеленаго, но преимущественно краснаго, и
у людей достаточныхъ украшались золотыми и
серебряными прошивками, галунами и узорами,
нередко жемчугомъ и каменьями (72), иногда же
делались изъ бархата. Носили ихъ въ разномъ виде:
съ голенищами, срезанными напереди угломъ (Рис.
№№ 8 и 17), съ голенищами круглыми, спущенными
почти до половины икоръ (Рис. № 6), и съ голенищами,
подвязанными подъ самымъ коленомъ ремнемъ или
тесьмою (Рис. № 8). Некоторые стягивали ихъ еще и
подъ икрами. Первые два образа ношенія сапоговъ
остались те же, какъ и въ XI веке, а последній
встречается на изображеніяхъ уже ХIII и XIV
столетій. Около ХVII века, кажется не ранее, начали
вводиться разноцветные башмаки, изъ юфти,
сафьяна и бархата, и разныхъ же цветовъ нитяные и
шелковые чулки. Те и другіе бывали съ золотыми и
серебряными узорами, а первые, подобно сапогамъ,
подбивались гвоздями и скобками (73). Длинныя
бороды были въ большомъ уваженіи и, какъ говорятъ
иностранцы, вменялись людямъ въ достоинство (74).
Въ начале XVI столетія водилось обыкновеніе
обривать бороду совсемъ, какъ сделалъ и Великій
Князь Василій Іоанновичъ, при вторичной своей
женитьбе (75); но во второй половине того же века,
именно въ царствованіе Іоанна Грознаго. бритье
бородъ и усовъ было строго воспрещено закономъ
(76). Отступленіе отъ этого, при Годунове, было
одною изъ важныхъ причинъ народнаго къ нему
нерасположенія (77). Напротивъ того, на голове
длинные волосы были только у духовенства и еще,
изъ светскихъ лицъ, у подвергшихся гневу
Государя или опале; все прочіе носили ихъ
короткими, а многіе считали за украшеніе
обривать у себя маковицу головы, что, можетъ быть,
и послужило поводомъ къ ношенію тафей (78). Въ
государствованіе царя Алексея Михайловича
состоялся указъ, запрещавшій подстригать волосы,
но въ какой степени, неизвестно (79). Съ весьма
давнихъ временъ существовалъ еще обычай—у
детей, ниже десятилетняго возраста, остригать
голову такъ, что она вся обнажалась и только по
сторонамъ висели длинные локоны или кудри. Этотъ
обрядъ, называвшійся постриги, заключалъ въ себе
нечто священное и всегда совершался
торжественнымъ образомъ (80).
Выше уже замечено, что въ Россіи,
прежде ХVIII столетія, общеупотребительными, такъ
сказать, народными одеждами были: кафтанъ,
ферезь, охобень, однорядка и шубы; первый
короткій, прочія длинныя; все съ весьма длинными
рукавами, съ прямымъ разрезомъ напереди, съ
пуговицами, отъ шеи до пояса или ниже, и съ
пришивными петлицами. Къ этому остается
присовокупить, что все вообще старинныя. Русскія
одежды имели внизу, на бокахъ полъ, прорезы,
украшавшіеся петлицами (81). Запашнымъ платьемъ, т.
е. у коего одна пола закидывалась на другую, были
только Турскій и Становой кафтаны. Выше
упомянутые пять родовъ одежды употреблялись
лицами всехъ званій; покрой ихъ у всехъ былъ
одинаковъ, но матеріи, изъ которыхъ ихъ шили,
разныя (82). Хотя законы, существовавшіе на этотъ
предметъ, и неизвестны, но всякій обязанъ былъ
носить одежду сообразно своему состоянію и
званію, подвергаясь въ противномъ случае строгой
ответственности. Если человекъ низшаго
состоянія являлся въ одежде, присвоенной
высшему, то его почитали изменникомъ и
предателемъ (83). Царскія кладовыя были наполнены
неимовернымъ множествомъ нарядныхъ и богатыхъ
одеждъ, въ особенности охобней и шубъ. Они
жаловались отъ Государей въ награду и въ
подарокъ, а при пріеме чужестранныхъ пословъ и
при иныхъ торжественныхъ случаяхъ выдавались
лицамъ, по наряду, присутствовавшимъ въ
церемоніи. Иногда, за установленную плату,
ссужали ими частныхъ людей и для ихъ
собственныхъ потребностей (84).
Описывая старинную одежду Россіянъ,
необходимо упомянуть объ уборе лошадей, безъ
которыхъ люди, хотя несколько зажиточные, не
делали почти шагу за ворота дома (86).
Обыкновенная конская сбруя состояла
изъ узды или узденицы, съ поводьями, паперстями и
пахвями, и изъ высокаго седла, съ двумя
подпругами и стременами. Седельный арчакъ
обтягивался кожею, сукномъ, бархатомъ и даже
парчею, у богатыхъ вельможъ съ украшеніями изъ
камней, преимущественно изъ бирюзы.
Къ нарядному конскому убору
принадлежали еще: ухваты, съ кованцами, лысинами
и решмами; перья, морки, наузы, боболевы кутазы,
гривы, наколенки, остроги, платы, троки и чепи или
цепи (Рис. № 21, 21*). Назначеніе ихъ всехъ было
следующее:
Ухватъ или охватъ - изъ шелковой
тесьмы, бархата или галуна, съ серебряными или
золотыми укращеніями, надевался сверхъ узды,
такъ что совсемъ ее закрывалъ или охватывалъ.
Кованцы — круглыя бляхи, выкованныя изъ золота
или серебра, прикреплявшіяся по обеимъ сторонамъ
ухвата, у налобника и у переносья. Лысина и
Регима—серебряныя и золотыя украшенія, въ виде
круглыхъ и продолговатыхъ бляхъ,
прикреплявшіяся: первая на налобнике, последняя
на переносье. Перья — страусовыя и другихъ птицъ,
вставлялись въ серебряную или золотую трубку,
прикрепленную къ оголовью лошади, между ушей.
Морхи—бахрома или кисть, у переносья, делалась
изъ шерсти, шелка, серебра и золота. Подобная
кисть прикреплялась часто и къ пахвямъ.
Каучъ—большая длинная кисть, изъ пряденаго
серебра и золота, висевшая на таковомъ же шнуре,
подъ шеею лошади.
Боболевъ кутазъ—то же что и наузъ,
только изъ шелка или шерсти, преимущественно
белаго цвета съ краснымъ. Грива— сеть изъ
пряденаго серебра или золота, которою покрывали
гриву лошади. Наколенки — украшенія съ
серебряными и золотыми бляхами, надевались
лошадямъ на ноги, надъ самымъ коленкомъ.
Остроги—украшенія, у копытъ, въ виде шпоръ, также
бубенчики и цепи. Оне или привязывались тесьмою
къ ноге лошади, или прикреплялись къ подковамъ,
если лошадь ихъ имела. Платъ—суконный, бархатный
и парчевый, въ роде попоны:, имъ накрывали спину
лошади. Трокъ—широкая тесьма, для подвязыванія
плата. Чепи—изъ серебра или вызолоченныя,
разделялись: на поводныя и гремячія; первыя были
изъ колецъ и висели отъ удилъ до передней
седельной луки въ виде поводьевъ; а вторыя, изъ
несколькихъ, скрепленныхъ между собою, дутыхъ
гремушекъ, прицеплялись у той же луки и висели
иногда ниже живота лошади. Подобныя гремячія
цепи бывали, на лошадяхъ, и вместо пахвей.—Ко
всему этому должно еще прибавить богатые
чапраки, изъ сукна, бархата и парчи, украшенные
шитьемъ и бахромою; у многихъ они заменялись
тигровыми и леопардовыми кожами. Еще бывалъ въ
обыкновеніи конскій уборъ, называвшійся Чандарь
или Чалдарь. Онъ состоялъ изъ металлическихъ
бляхъ или пластинокъ, набранныхъ на сукне или на
бархате, и закрывалъ спину, бока и грудь лошади
(Рис. № 22, 22*).
Независимо отъ серебра и золота, въ
большомъ, неимоверномъ количестве
употреблявшихся при конскомъ уборе, его украшали
еще жемчугомъ и каменьями, нередко весьма
высокой цены. Белыя лошади были въ наибольшемъ
уваженіи (86).
Такимъ образомъ убирали верховыхъ и
заводныхъ лошадей при торжественныхъ случаяхъ и
при въездахъ въ Москву чужестранныхъ Пословъ,
передъ которыми Русскіе Государи любили
выказывать все свое великолепіе, действительно
изумлявшее иностранцевъ.
Императоръ Петръ І-й, возвратясь, въ 1698
году, изъ перваго своего путешествія за границу,
отменилъ придворную пышность, а въ 1700 году и
самую одежду народа заменилъ новою, Европейскою.
Первоначально было введено платье Венгерское; но
оно оставалось недолго, и не более, какъ черезъ
годъ, уступило Немецкому и Французскому. Въ это
самое время последовало учрежденіе Регулярной
Арміи, и съ той поры въ Россіи одежда гражданская
уже совершенно отделилась отъ воинской (87).
Закрыть том"
Оглавление I тома"
Электронную версию
книги подготовил © 2003